Как подготовить себя и ребенка к посещению стоматолога

06 октября 2011

Авторы:
Антон Борисович Бичун, врач, к.м.н., сотрудник СПб МАПО, доктор психологии, сертифицированный NLP — мастер;
Аркадий Николаевич Бондарь, психолог, маркетолог, руководитель «Института NLP» в Санкт-Петербурге, сертифицированный NLP — тренер.

Закономерный вопрос, который может возникнуть при взгляде на название статьи, — а зачем?

Давайте для начала попробуем на этот вопрос ответить.
Начнем с детей. И, как это ни парадоксально, спросим себя, каково нам сейчас, когда мы собираемся идти лечить зубы? Нет ли беспокойства, боязни, страха? Может, есть только тревога, и мы мобилизуем себя на короткое время и затем с облегчением говорим себе: «слава Богу, следующий раз нескоро». Разве мы хотим, чтобы наши дети, когда вырастут, испытывали подобные неприятные ощущения? Однако, дело не только в предупреждении отрицательных эмоций. Даже когда вы совсем чуть-чуть тревожитесь перед посещением врача, ваш ребенок это считывает безошибочно на все 100%. Для него это как сигнал чрезвычайной важности. Если уж такой бесстрашный папа или очень уверенная в себе мама демонстрирует (хорошо если только демонстрирует, а может еще и говорит!) признаки тревоги, то значит: «ЭТО ОПАСНО!!! И Я ТУДА НЕ ХОЧУ!!!» Если заставят, а такое сплошь и рядом — ребенок никуда не денется, но как вы, вероятно, уже догадались, именно такие ситуации и приводят впоследствии к боязни посещения стоматолога у взрослых людей. И можно не упоминать о том, что для ребенка такой визит — сильнейший стресс. Так что, если вы хотите породить в собственном ребенке целую серию стрессорных ситуаций, начавшуюся в детстве и уходящую в будущее, тогда незачем готовить ребенка к посещению врача вообще и стоматолога в частности. Правда, потом, когда возникнут всякие «вегетососудистые дистонии», «гастродуодениты», «неврозы», «частая заболеваемость ОРВИ», добавится плохая успеваемость, и в период полового созревания проявятся эндокринные нарушения, можно будет не задаваться вопросом, откуда все это.

Современная медицина пришла к закономерному выводу, который давным-давно был сформулирован как «все болезни от нервов». Если человек, взрослый или ребенок, переносит сильнейший стресс или серию стрессорных ситуаций, нарушаются внутренние механизмы управления столь сложной системой, каковой является организм. И это является основой большинства заболеваний. В наших исследованиях мы столкнулись с таким потрясающим явлением, как обман родителями ребенка: мальчику или девочке говорят, что поведут в зоопарк, магазин и т.д., а приводят к стоматологу. В результате у ребенка истерика. Врачу крайне тяжело работать с маленьким пациентом, находящимся в таком состоянии. И можно с уверенностью сказать, что в дальнейшей жизни человек накрепко свяжет отрицательные эмоции от произошедшего с простым упоминанием профессии стоматолога, чего уж там говорить о комфортном посещении.

Необходимо учитывать и такой факт, как влияние отрицательных эмоций, полученных в процессе лечения, на саму эффективность лечения. Многочисленными исследованиями подтверждено: если пациент, взрослый или ребенок, плохо переносит посещение врача, страдает качество лечения.

Так что, подводя итог ответу на вопрос «зачем?», можно сказать:

- для уменьшения количества отрицательных эмоций и стрессорных факторов сейчас и в будущем
- для повышения эффективности стоматологического лечения
- для профилактики хронических труднолечимых заболеваний, не связанных напрямую со стоматологией
- для комфортного и полноценного общения со своим ребенком в будущем

Если ответ на вопрос «зачем?» понятен и удовлетворителен, ясно, что готовиться надо, давайте подумаем, а что является стрессом для детей при посещении стоматолога и как его избежать.

1. Маленькие дети очень чувствительны к малейшей боли. Они еще не умеют подавить боль сознательно (как взрослые или старшие дети). Боль провоцирует высвобождение массы отрицательных эмоций, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно.
2. Даже если ребенок не испытывает боли, его пугает неизвестная обстановка и изменение привычного круга общения. Медицинское учреждение — новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, а значит, и опасного.
3. Беспокоит неизвестность ближайшего будущего: что с ним будут делать, не будет ли больно, ограничат ли физическую свободу.
4. Ребенок очень внимательно следит за состоянием близких. Если они беспокоятся, это передается ему.

Все эти факторы обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Бывает так, что реакция ребенка может вызвать срыв лечения и одновременно отказ от посещения врача-стоматолога. При этом чем старше ребенок, тем выше его тревога по поводу предстоящего лечения, т.к. вероятен негативный опыт общения с врачами.

Алгоритм подготовки ребенка к посещению стоматолога зависит от того:

- лечился или не лечился ребенок у врача-стоматолога
- если лечился, то хорошо или плохо переносит ребенок лечение.

1. Если хорошо: осуществляется запись на прием.
2. Если ребенок не лечился или переносит лечение плохо, то настоятельно рекомендуем первичную консультацию у врача (без ребенка).

Цель консультации:

- вместе с врачом можно обсудить индивидуальные психологические особенности ребенка
- рассказать врачу, что, по Вашему мнению, привело к плохой переносимости лечения
- врач даст советы, что рассказать ребенку о будущем визите
- врач может порекомендовать антиаллергические или успокоительные лекарственные средства, если они необходимы
- врач расскажет обо всех новшествах в детской стоматологии, которые делают процесс лечения комфортным, тем самым уменьшится Ваша тревога
- вместе с врачом можно спланировать оптимальное время для первого ознакомительного посещения
- и еще многое другое, от рассказа врачу о любимых играх ребенка до договоренности, какой мультфильм малыш будет смотреть в процессе лечения.

Далее желательно посещение ребенком клиники «для знакомства». Знакомство должно пройти в ситуации психологического комфорта и оставить у ребенка благоприятное впечатление от общения с врачом. Врач лишь знакомится с ребенком, устанавливает дружеские доверительные отношения.

За несколько дней до первого посещения:

- начать говорить с ребенком о визите,
- в форме игры, сказки или, если уже доступны логичные рассуждения, то «совсем по-взрослому», рассказать, почему важно, чтобы «зубки были здоровы»,
- рассказывать о тех процедурах, которые обычно выполняют стоматологи, где и как это будет происходить, - что хорошего (просмотр мультфильма, подарок и др.) бывает при посещении врача, обсудить, что Вы будете хорошего делать вместе после посещения,
- если ребенок спросит, будет ли неприятно или больно — ни в коем случае не обманывать. Можно сказать: «может быть, будет немножко больно или неприятно», обязательно сравнить с чем-то знакомым ребенку и напомнить обо всем хорошем, что наступит потом,
- обсудить дома с ребенком, с кем бы ему хотелось пойти к врачу (с мамой, с папой, с обоими родителями). Посещение врача-стоматолога с бабушкой, дедушкой менее желательно, в силу их повышенной эмоциональности.

Само собой разумеется, если Вы рассказываете обо всем доброжелательно и спокойно, у ребенка создается определенный положительный настрой и обстановка будет для него комфортной.

В день посещения:

- обратить внимание на физическое и психическое состояние ребенка. Если ребенок болен, возбужден, расстроен, то лучше перенести визит к врачу на другое время,
- не произносить в его присутствии слова «больно», «страшно», «не больно», «не страшно»,
- в зависимости от возраста ребенка, на уровне логики или в форме игры, напомнить, зачем нужно посещение стоматолога; рассказать о тех процедурах и манипуляциях, которые будет проводить врач,
- напомнить правила поведения в клинике, особенности общения с врачом,
- поговорить о покупке желанной игрушки, книги, лакомства, интересной прогулке после лечения и т.д.,
- желательно, чтобы ребенок не устал в дороге, хорошо выспался перед посещением врача.

Если, несмотря на все принятые мероприятия, ребенок проявляет реакции, несовместимые с комфортным лечебным процессом (плачет в процессе лечения, впадает в истерику, демонстрирует полное безразличие с последующим заторможенным состоянием и др.), желательна консультация с психологом или психотерапевтом и дополнительная подготовка, либо лечение под общей анестезией.