Берегите зубы с 0 до 7 лет. Руководство для родителей

5 октября 2011
В нашей стране, к сожалению, долгие годы присутствовало довольно безответственное отношение к стоматологическим проблемам детей. Удивительно, но даже сегодня, когда ощущается явный прогресс в отечественной стоматологии, детям все равно уделяется очень мало внимания. Единой программы стоматологического обследования детей вообще не существует. Впервые справку от стоматолога могут потребовать в детском садике, а если ребенок не пойдет в садик, то можно и до школы доходить безо всякого интереса к ребенку со стороны детского стоматолога. Те осмотры, которые проводит врач в районной поликлинике, мало соответствуют комплексному подходу к раннему выявлению, лечению, а главное, к профилактике стоматологических заболеваний. Вся надежда на сознательных родителей, которые либо сами будут водить ребенка к врачу, либо искать информацию в книгах, Интернете, у родственников и знакомых и т.д.
Поэтому, несмотря на то, что в предыдущей книге уже были советы родителям на возраст от нуля до трех, посчитаем нелишним кратко пройтись по грудному возрасту еще раз.

Учитывая, что в нашей стране пока не сформировались стандарты оказания стоматологической помощи детскому населению, придется придерживаться западных стандартов. В частности, мы будем основываться на стандартах American Academy of Pediatric Dentistry (Американская академия детской стоматологии), International Dental Research Association (Международаная ассоциация стоматологических исследований), Israel Dental Association (Израильская стоматологическая ассоциация).

По этим стандартам, стоматолог совместно с врачом-педиатром впервые осматривают ребенка сразу после рождения. В этот момент можно выявить некоторые виды патологии, такие как расщелины мягкого и твердого неба (заячья губа и волчья пасть), наличие уже прорезавшихся зубов, патологию развития лицевого скелета, патологию дыхания и т.д. В нашей стране в штате роддомов специалиста детского стоматолога, к большому сожалению, нет, поэтому эти функции выполняют (а бывает, что и не выполняют) простые врачи-акушеры в первый момент после рождения или врачи-неонатологи в первые 30 дней жизни. В большинстве случаев, когда никакая патология не выявляется, ребенок переходит под наблюдение к врачу-педиатру.
Если же, не дай Бог, выявляется какая-либо патология, то в больницу вызывается врач-стоматолог, который принимает решение о сроках и виде лечения.

Например, при обнаружении расщелины неба будет сначала изготовлен специальный обтуратор для того, чтобы ребенок мог нормально питаться, а потом в плановом порядке, в течение многих лет будут проводиться хирургические операции, в результате которых расщелину можно так удачно закрыть, что мало кто сможет заметить, что она когда-то была на этом месте.

Иногда ребенок рождается уже с прорезавшимися молочными зубами. Все бы ничего, но во время кормления он этими зубами может маме так накусать грудь, что всякое кормление потом будет невозможно. Иногда используются различные прокладки, чтобы не травмировать сосок, но сейчас на Западе чаще удаляют эти зубы, чтобы не препятствовать нормальному питанию ребенка. Впоследствии, в возрасте трех-четырех лет, ребенку изготавливается пластинка с искусственными зубами, чтобы не было деформаций зубного ряда в связи с ранним отсутствием зубов.

Если никакой патологии не выявляется, то ребенок поступает под наблюдение врача-педиатра в поликлинику, что одинаково и у нас, и за рубежом. Отличие в том, что уже в возрасте 12 месяцев на Западе проводится еще один обязательный осмотр ребенка, а у нас стоматолог ребенком не заинтересуется до того момента, пока по каким-либо показаниям ребенку не понадобится справка о санации.

Осмотр в 12 месяцев ребенок практически не помнит, т.к. проводится он в помещении, ничем не напоминающем больницу или поликлинику, при приглушенном свете, врач не одет в белый халат и ничего страшного или болезненного с ребенком не происходит. В это посещение врач просто осматривает ребенка на предмет наличия каких-то заболеваний полости рта и лицевого скелета, выявляет наличие патологических привычек, которые могли сформироваться за первый год жизни, осматривает зубки на наличие кариозных и некариозных поражений, проверяет височнонижнечелюстной сустав и т.д. Также врач-стоматолог оценивает необходимость и достаточность проводимой гигиены полости рта и если видит ошибки, то дает родителям корректирующие рекомендации по уходу за зубами. Стоматолог должен провести беседу с родителями о правильном питании, о вредных привычках (таких как сосание пустышки, пальца, прокладывание языка между зубами, хроническое жевание губы, привычки грызть ногти и многое другое).

Повторяю, что все это обязаны делать врачи на Западе. У нас же это отдается на откуп простым врачам-педиатрам, которые не имеют стоматологического образования. Тут уже как повезет. Если врач опытный, то он не хуже многих стоматологов знает все нюансы развития полости рта и лицевого скелета, а если специалист молодой, то ему бы с больными животиками справиться, а уж до зубов ли в таком случае?!

Предположим, что врач-стоматолог Вами не интересуется, а у ребенка режутся зубки. Ребенок нервничает, плачет, у него может даже подняться температура. Что делать, а чего не делать в таком случае?

Обычно у ребенка в этот период сильное слюнотечение. Вытирайте ему лицо как можно чаще мягкой чистой салфеткой, чтобы постоянное смачивание слюной не вызывало раздражения кожи. Десны в этот момент сильно припухают, и ребенок постоянно пытается их почесать, погрызть что-то. Можно помассировать десну ОЧЕНЬ ХОРОШО вымытыми пальцами, можно купить в аптеке специальные игрушки, кольца, диски с нанесенными на них рельефными рисунками, которые стимулируют рост зубов и позволяют ребенку вдоволь почесать зубы. Если в качестве таких игрушек используется что-то нестандартное, то обязательно нужно учесть, что все должно быть идеально простерилизовано, ребенок не должен суметь разгрызть это на мелкие части (они могут попасть в горло и вызвать удушье), и не нужно подвешивать это ему на шею, равно как и соску, и прочие предметы. Ребенок может запутаться в таких "украшениях" и сдавить себе горло. Ну и еще чего нельзя делать, так это слушать мудрых старушек на скамейке у подъезда, которые советуют прикладывать к деснам аспирин и другие препараты, пытаться полоскать ребенку рот горячим чаем, ромашкой или шалфеем, прикладывать кусок сала и использовать прочие шаманские штучки. Если же все вышеперечисленные мероприятия не успокоили малыша, у него сохраняется температура, раздражительность и какие-либо другие симптомы, то всегда лучше посоветоваться с участковым врачом, пусть лишний раз осмотрит ребенка, возможно, дело не в зубах.

Предположим, что Вы с ребенком честно вырастили к двум годам полный комплект из 20 зубов. Что дальше? Дальше нужно как-то сохранять и поддерживать этот комплект в нормальном состоянии. Первый вопрос — как?
Никак иначе, как приучить ребенка к ежедневной гигиене полости рта! Ребенок должен с самого первого зуба привыкнуть к тому, что без чистки зубов не проходит ни одного дня. Эту информацию с грехом пополам стоматологи довели уже до большей части нашего населения. Но вот второй вопрос, КАК чистить зубы, не менее важен. Часто родители гордятся тем, что приучили малыша чистить зубы каждый день, но выясняется, что они приучили его к самой чистке, не понимая толком самой ее сути. Если ребенок пару раз провел щеткой по передним зубам от одного уха к другому, то это еще никак не значит, что он качественно почистил зубы. Потом родители в ужасе рассказывают стоматологу, что они с детства чистят зубы каждый день, а кариес не оставляет их в покое. Так вот, важно не только научить ребенка чистить зубы, а научить его делать это правильно!
Чистить зубы нужно начинать с первого же дня после их прорезывания. Сначала это делается даже без зубной пасты и щетки. Родители должны кусочком обязательно стерильного бинта протирать ребенку зубки каждый день, тщательно удаляя мягкий зубной налет. Впоследствии на эту марлечку можно начинать выдавливать специальную зубную пасту для самых маленьких, потом дойдет очередь до специальных насадок на палец с силиконовыми ворсинками, а только потом уже и до детских зубных щеток. После чистки зубов нужно либо давать ребенку пополоскать рот водой, либо стирать пасту с зубов мокрой марлечкой. Подобные манипуляции приучают малыша к тому, что ежедневно нужно ухаживать за зубами, что в более взрослом возрасте должно войти в привычку.

Важный вопрос — какую зубную пасту выбрать для ребенка? Вопрос довольно сложный, так как выбор сегодня очень велик. Ясно одно и сразу: паста должна быть обязательно специальной, для детей! Детские зубные пасты имеют состав, коренным образом отличающийся от взрослой пасты. Детская паста содержит соединения фтора и кальция, причем именно в той пропорции и дозировке, которая необходима и безвредна для малышей. Обычно на зубной пасте четко указан возраст, т.к. паста для самого младшего возраста может сильно отличаться по составу от пасты для более взрослых детей. Детская зубная паста делается с учетом того, что многие дети либо плохо смывают пасту, либо просто откровенно глотают ее, пользуясь тем, что производители придают детским пастам приятный вкус. Наверное, каждый взрослый помнит, как в детстве тайком ел зубную пасту. По всем вышеперечисленным причинам взрослая зубная паста детям никак не подходит, и иметь один тюбик на всю семью совершенно неграмотно.

Немаловажен и выбор зубных щеток. Не будет уже открытием, что и щетка должна быть специальная. Причем важно далеко не только то, что детские щетки сейчас делают очень красивые и веселые. У детской зубной щетки обычно грамотно подобрана жесткость (они очень мягкие, чтобы не стирать молодую слабоминерализованную эмаль). У них размер и форма максимально подходят для детей: считается, что длина щетки должна быть равна ширине не менее двух и не более трех зубов ребенка. Детская зубная щетка должна быть из специальных искусственных материалов, т.к. натуральная щетина гораздо менее долговечна, а имеющийся внутри каждой натуральной щетинки канал является вместилищем для микробов. Зубную щетку нужно менять максимум через 3-4 месяца, а у электрической щетки нужно менять вращающуюся головку. Детские щетки электрические нужно использовать с осторожностью, не прижимать их слишком сильно к зубам и не держать на одном месте слишком долго, чтобы опять же не стереть детскую зубную эмаль. Щетку ни в коем случае не нужно хранить в воде или каких-то растворах, т.к. в этой воде обязательно станут размножаться микробы. Щетка должна храниться в сухом стакане щетиной кверху, а перед каждой чисткой зубов тщательно промываться, равно как и после каждой чистки зубов.

Правила чистки зубов сейчас вывешены в любой детской стоматологической клинике, их можно найти в интернете, специальных буклетах и инструкциях. Оптимальный вариант — сходить на консультацию к детскому врачу-стоматологу, который научит чистить зубы не только вашего ребенка, но и вас самих. Поэтому подробно останавливаться на этом мы не будем, только напомним еще раз, что зубы нужно чистить ПОСЛЕ еды, а не до! Желательно чистить зубы два раза в день, вечером перед самым сном и утром после завтрака.
Сначала родители должны чистить зубы малышу сами, и только после того, как чистка зубов войдет у него в привычку, доверять ему делать это самостоятельно. При этом крайне рекомендуется регулярно проверять, как он это делает, ибо среди детей нередки случаи симуляции чистки зубов, когда ребенок просто выдавливает пасту в раковину, а щетку смачивает под водой и ставит обратно в стакан. Некоторые дети положенную порцию пасты не выбрасывают в раковину, а попросту съедают. Поэтому ненавязчивый контроль над детьми никогда не помешает.

Очень важен вопрос не только ухода за зубами, но и правильного питания, что способствует росту, сохранению и укреплению зубов. С первого же дня жизни ребенок должен получать с продуктами достаточно кальция. Больше всего грудной ребенок получит необходимых веществ с молоком матери. Грудное питание важно не только с питательной стороны, но и потому что во время сосания формируется и растет вся зубочелюстная система. Ведь во время кормления грудью у ребенка постоянно работают и губы, и щеки, и язык. Чуть более взрослым детям обязательно нужно давать кефир, сыр, творог и другие продукты, содержащие кальций. Наряду с тем, что полезно, родители должны знать и то, что крайне вредно для зубов! Многие родители перед сном дают ребенку бутылочку со сладкой водой, чтобы ребенок лучше засыпал и крепче спал. С одной стороны, это действительно помогает родителям немного отдохнуть и выспаться, с другой стороны, это вызывает так называемый «кариес бутылочки», когда кариозным процессом захвачены практически все зубы сразу. Во время сна процесс смывания сладкой воды с зубов приостанавливается, ребенок почти не глотает, а сладкая вода постоянно находится во рту. Как известно, сладкое является одним из самых опасных факторов, приводящих к развитию кариеса, что и происходит при вырабатывании у ребенка привычки засыпать только с бутылочкой во рту. Все эти красочные конфеты, чупа-чупсы и прочие сладости, которые специально сделаны так, чтобы просто заставить любого ребенка засунуть это в рот, крайне вредны для зубов. Это не значит, что сладкое должно быть напрочь исключено из рациона. Просто есть его нужно строго дозированно и сразу после этого желательно либо полоскать рот, либо чистить зубы. Даже обычные, казалось бы, однозначно полезные сладкие фруктовые соки в больших количествах могут вызывать кариозный процесс из-за повышенного содержания в них сахара. Так что во всем нужно знать меру, даже в соках.

Сегодня замечено, что у большинства детей кариозный процесс может начаться уже в возрасте двух-трех лет. Поэтому с этого возраста визит к стоматологу в любом случае должен стать регулярным и происходить не реже, чем раз в шесть месяцев.

Все чаще встречается так называемый «острейший кариес», который после достижения ребенком возраста 24 месяцев начинает называться просто «острым кариесом». Почему так и чем эти диагнозы еще отличаются, кроме разного возраста детей, знают только детские стоматологи, да и те насмерть молчат. Но родителям это и неинтересно. Родителям интересно, что делать в таком случае. Лечить такого кроху практически невозможно. После двух лет, конечно, уже можно лечить под общей анестезией, но далеко не везде есть необходимые специалисты, а делать что-то нужно. В таком случае зубки у ребенка просто серебрят. Серебрение молочных зубов — это давний и хорошо проверенный метод лечения зубов без бормашины. Специальный состав коагулирует (как бы «выжигает») белок измененных кариозным процессом тканей дентина, образуя нерастворимые соли (оказывая параллельно бактерицидное и антиферментативное действие), и предотвращает дальнейшее развитие кариеса. Большим недостатком данного вида лечения является то, что выпадающие в процессе реакции соли серебра черного цвета и на зубах в местах поражения остаются темные пятна. Но эти пятна впоследствии можно отреставрировать компомерами — специальными композитными светоотверждаемыми материалами, и восстановить эстетику настолько высокого уровня, насколько родители захотят потратиться ради красоты любимого чада. Однако нужно помнить, что серебрение эффективно только при поверхностных формах кариеса. Если кариес проник чуть глубже, то остановить его таким образом нельзя, т.к. снаружи все будет черным, а внутри процесс все равно будет идти.

Как было сказано выше, серебрение имеет ряд недостатков, основной из которых — черный цвет леченого зуба. Дети в массе своей достаточно бестактны и жестоки и любят донимать сверстников, которые хоть чем-то отличаются от них. Если у ребенка черные зубы и сверстники станут над ним потешаться из-за этого, то у ребенка может возникнуть психологическая травма, а многие комплексы закладываются именно в детском возрасте. Поэтому врачи сейчас все больше стали отходить от метода серебрения и предпочитают лечить любыми другими методами, в том числе и обычным лечением под общей анестезией, но только не серебрить зубы. Кто из врачей больше прав, сказать сложно. Если у клиники есть возможности и средства лечить другими методами, то почему бы и нет, но в наших российских реалиях серебрение часто является единственным доступным средством в радиусе нескольких десятков километров, когда уже не до выбора.

Сейчас все чаще вместо серебрения при поверхностных небольших поражениях зубов используют реминерализирующую терапию. Зубы покрывают специальным составом, который насыщает их фтором, закрывает пораженную кристаллическую решетку эмали и позволяет приостановить процесс. Стоит напомнить, что для того, чтобы поймать кариес на ранней стадии, когда его можно вылечить простой реминерализацией или серебрением (пока он не ушел вглубь и не испортил зуб окончательно), нужно приводить ребенка на осмотры к стоматологу не реже одного раза в шесть месяцев, а при наличии предрасположенности, даже раз в три месяца. Иначе будет поздно, и вылечить такой зуб можно будет только обычным способом при помощи обработки бормашиной.

Сразу хочется осветить один вопрос, который, к сожалению, до сих пор не изжил себя в нашей стране. К сожалению, все еще приходится слышать от родителей фразы типа «а зачем лечить молочные зубы?! Они все равно скоро выпадут. Только лишняя трата денег!» Сразу хочу сказать, что только в самые дремучие социалистические времена могла родиться такая глупость. Молочные зубы не только можно, но и нужно лечить! Причем в обязательном порядке. Причем не только лечить, но еще и протезировать! Дело в том, что рост челюсти прямо зависит от роста, парности и последовательности прорезывания зубов. Если какой-то зуб уходит раньше времени или не появляется вовсе, то это всегда чревато осложнениями в виде деформации прикуса. Хорошо, если деформация небольшая и мало влияющая на эстетику и функцию. Но часто деформации челюстей и прикуса бывают такие, что могут повлиять и на эстетику, и на качество жевания, и на здоровье всего зубочелюстного аппарата. К примеру, если удаление зуба было слишком рано, то на его место обязательно станут сползать либо зубы-антагонисты с противоположной челюсти, либо соседи. Это вызовет затруднение прорезывания постоянных зубов, смещение их или вообще остановку прорезывания. Часто зубы, встретив сопротивление там, где они должны выйти, начинают разворачиваться и в результате либо вообще ложатся поперек челюсти и не прорезываются никогда, либо прорезываются вторым рядом. Для того чтобы предотвратить все эти деформации, зубы нужно не только лечить, но и, как уже говорилось, протезировать! Если поражение зуба кариесом или того хуже, пульпитом, настолько велико, что простая пломба уже не выдерживает нагрузки и вываливается, детские зубы покрывают специальными металлическими (иногда, в качестве временной меры, пластмассовыми) коронками. Основная задача такой коронки — сохранить молочный зуб до того времени, когда ему положено будет выпадать по естественному графику. Естественно, такие коронки недолговечны, и требовать на них трехлетнюю гарантию глупо, т.к. сам молочный зуб выпадет раньше. Финансово, конечно, родители пострадают от того, что заплатят за коронку, которая не простоит долго, но лечить потом деформации прикуса будет и дольше, и дороже. Если же зуб спасти не удается и зубы по каким-либо причинам удаляются, то ребенку необходимо изготовить временную съемную пластинку, которая возместит дефект зубного ряда и не позволит развиться дальнейшим деформациям и нарушению прикуса.

Точно так же нужно следить и за своевременным выпадением молочных зубов. У одних детей зубы сами вовремя начинают расшатываться и выпадать, у других молочный зуб стоит насмерть и выпадать вовсе не собирается. Если молочный зуб вовремя не выпадает, то постоянный зуб изнутри упирается в него и не может прорезаться. Часто встречаются люди, имеющие молочные зубы в возрасте 40, а то и 50 лет! Естественно, что после удаления такого молочного зуба постоянный уже никогда не прорежется и будет необходимо проводить протезирование. Необходимо помнить и о том, что воспаление вовремя не пролеченных молочных зубов может вызвать повреждение зачатка постоянного зуба, который расположен прямо под корнями молочного. Во всех этих случаях в дальнейшем необходимо будет длительное и дорогостоящее лечение у врача-ортодонта, либо протезирование у стоматолога-ортопеда. Так что, сэкономив на лечении молочных зубов, родители, как уже отмечалось, рискуют потерять впоследствии не только гораздо большие деньги, но и здоровье детей.

Раз уж мы заговорили об ортодонте, то следует осветить еще один довольно частый вопрос. В каком возрасте следует обращаться к этим врачам и с какого возраста можно лечить аномалии прикуса? Для начала перечислим возможные причины появления аномалий. Зачем нам это? А чтобы родители знали, за чем нужно следить, чтобы у детей не было в дальнейшем проблем с прикусом.

Основные причины возникновения аномалий у детей:
1. Ротовое дыхание. К сожалению, в таких городах, как Санкт-Петербург, например, проблемы с аденоидами, хроническими ринитами, гайморитами и т.д. далеко не редки. При отсутствии или затруднении нормального носового дыхания ребенок вынужден постоянно дышать ртом, держа его открытым, что не может не сказаться на росте челюстей, зубов и лицевого скелета. Формируется узкая верхняя челюсть и так называемое «готическое небо». В таких случаях необходимо совместное лечение ребенка стоматологом и ЛОР-врачом. Так что простой хронический насморк может набедокурить там, где этого совсем не ждали.

2. Вредные привычки, такие как сосание пальцев, языка. Даже привычка грызть ногти, карандаши, сосать пустышку в том возрасте, когда она уже давно не нужна, могут привести, например, к так называемому открытому прикусу, когда зубы в переднем отделе не будут правильно смыкаться.

3. Раннее удаление молочных зубов. Об этом уже написано выше, подробнее останавливаться нет смысла.

4. Сверхкомплектные зубы. Иногда у ребенка закладываются не только положенные зубы, но и лишние, сверхкомплектные. Такие зубы прорезываются не в тех местах, которые для этого отведены, мешают прорезыванию нормальных комплектных зубов, могут иметь неправильную форму и размер, чем еще больше осложняют ситуацию. Лечение в этом случае только одно — удаление всего лишнего, ибо про запас его не оставишь, а вреда от таких зубов может быть куда больше, чем пользы.

5. Множественный кариес молочных зубов. Нарушение формы разрушенных зубов и, как следствие, ранняя их потеря, естественно, приводят и к нарушению прикуса.

6. Укороченная уздечка языка и не только языка. Во рту у человека есть несколько уздечек (тяжей), чрезмерное развитие или недоразвитие которых может приводить к самым разным аномалиям. Поэтому если стоматолог видит у ребенка короткие уздечки и рекомендует их подрезать, то не нужно выдвигать аргументы типа тех, что у папы с мамой такая же уздечка, а они до сих пор живы и относительно здоровы. У родителей уздечка может приводить к одним последствиям, а у их детей — совершенно к другим. Стоматологу виднее. Кстати, этот вид патологии лечится одним из самых первых. Подрезают уздечку уже в течение первого года жизни ребенка.

7. Нарушение осанки. Удивительно, но факт. Если Ваш ребенок криво сидит за столом, горбатится, сутулится, что приводит к сколиозам и прочим искривлениям позвоночника, то это может отразиться на его лице. Что еще более удивительно, так это то, что и излишне хорошая осанка может привести к тем же результатам! Поясню на примере. У кого, как не у балерин, осанка считается самой красивой, правильной и до того устойчивой, что они ходят прямо всегда и везде, а не только на сцене?! Так вот, в результате постоянного напряжения мышц под нижней челюстью у профессиональных балерин (которые, как известно, начинают заниматься балетом с самого юного возраста) очень часто встречается задержка роста нижней челюсти, что приводит к так называемому «дистальному прикусу», микрогнатии и патологии под названием «птичье лицо». Так что старая истина о том, что все хорошо в меру, и тут находит свое подтверждение.

8. Наследственность. Наследственность может влиять вообще на что угодно, лицо, зубы и челюсти совершенно не являются исключением. В истории есть множество примеров наследственно передающихся особенностей строения челюстей и лицевого скелета. Часто такая семейная метка передавалась из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Так, в Германии все знают, что родовые признаки Гогенцоллернов — длинный нос и круглые глаза. А выражения «бурбонский нос» и «габсбургская губа» вообще стали почти нарицательными, поскольку эти признаки оказались очень стойкими и наследовались удивительно долго. Например, болгарский царь Борис III, который жил практически в наше время (1894—1943), унаследовал «бурбонский нос» от своей матери Марии Луизы Бурбон-Пармской. И даже его сын, Симеон, имел тот же нос Людовика XIV. «Габсбургская губа» тоже долго портила настроение наследникам австрийских Габсбургов. По воспоминаниям современников, королева Франции Мария Антуанетта (1755—1793) была бы писаной красавицей, если бы не капризно оттопыренная нижняя губа. Королева очень тяготилась этой фамильной меткой и строго следила, чтобы «габсбургской губы» не было заметно хотя бы на ее портретах. Российские монархи Романовы тоже имели свои династические отличительные черты. У Петра I и царевны Софьи было круглое, «кошачье» лицо, которое им досталось от августейшего отца Алексея Михайловича. Эту черту унаследовала и знаменитая «дщерь Петрова» Елизавета, что сыграло свою роль в дворцовом перевороте 1741 года. Гвардейцы пошли за «Петром в юбке», за женщиной, поразительно похожей на своего великого отца. А вот круглые глаза Александра II — наследство прусских прародителей. Они достались ему от матери, прусской принцессы Шарлоты-Каролины. Ей же, в свою очередь,— от двоюродного деда Фридриха Великого. Александр III, по иронии судьбы ярый ненавистник Пруссии, также унаследовал этот характерный разрез глаз.

После небольшого экскурса в историю можно вернуться к современности. В наше время для выявления вышеперечисленных наследственных и не очень аномалий необходимо появиться у ортодонта где-то в возрасте трех-четырех лет. В этом возрасте редко начинают лечение. Только если у ребенка ярко выражены некоторые патологии, такие как «мезиальный», «дистальный» или «перекрестный» прикус. В таких случаях лечение начинают пока только на съемной аппаратуре. В настоящее время существует много различных видов ортодонтических аппаратов. Съемные аппараты применяются у детей с молочным и сменным прикусом. Дети носят их только в ночное время суток, поэтому они нисколько не влияют на образ жизни и активность ребенка. Эти аппараты бывают одночелюстными и двучелюстными. Одночелюстные сейчас используются все реже и реже, а двучелюстные называются так потому, что одновременно надеваются на верхнюю и нижнюю челюсть. Ребенок может сомкнуть зубы только в определенной позиции челюстей, необходимой для исправления прикуса. Двучелюстные аппараты влияют на рост и развитие челюсти, отучают от вредных привычек, способствующих формированию неправильного прикуса. По сути, это простые съемные протезики, но сейчас их делают такими красивыми (и прозрачные, и разноцветные, и с сердечками, и с блестками, и т.д. и т.п.), что детям они даже нравятся и многие ими в школе хвастаются на переменах. Еще в этом возрасте проводится протезирование съемными пластинками, если произошла ранняя потеря зубов вследствие осложненного кариеса.

В возрасте пяти-шести лет показания к лечению довольно сильно расширяются, так как с ребенком гораздо легче договориться, объяснить, научить и сотрудничать. Но все равно все лечение, как правило, сводится пока исключительно к съемной аппаратуре, с помощью которой можно нормализовать рост челюстно-лицевой области, подготовить ребенка к дальнейшему лечению, осуществить первый и предварительный этап лечения. Второй этап — лечение брекетами, довольно известное и даже модное сегодня, в этом возрасте еще не проводится. Брекеты устанавливаются только после полного прорезывания всех постоянных зубов, а это будет не раньше, чем ребенку исполнится 11 лет. Так что родители могут не приставать с брекетами к ортодонтам до этого возраста.

В том же возрасте пяти-шести лет у ребенка начинают прорезываться первые постоянные зубки. Это будущие шестерки, которые выходят сразу за молочными пятерками и часто родители не понимают, что это уже постоянные зубы. Даже врачи, бывает, путают постоянные шестерки с молочными пятерками. А путать их ни в коем случае нельзя. Так как шестые зубы вылезают самыми первыми из постоянных, находятся далеко в полости рта и мало доступны для гигиены, а также имеют очень глубокие складки эмали (фиссуры), то они и портятся самыми первыми. По статистике, чуть ли не у 90% детей есть либо пломба на шестом зубе, либо он вообще мертвый. Именно поэтому необходимо сразу же обеспечивать должный уход за этими зубами. Как уже было сказано, доступ к этим зубам затруднен, поэтому вычистить нормально все складки эмали достаточно сложно. Что же делать? Есть один очень действенный и достаточно простой метод профилактики — герметизация фиссур (складок эмали). Доктор аккуратно зачищает складки и заливает их специальным материалом, который проникает во все самые потаенные места этих фиссур и наглухо их герметизирует. Поверхность зуба становится гораздо более гладкой, налету и микробам становится невозможно удержаться на такой ровной и гладкой поверхности, и вероятность возникновения кариеса на фиссуре такого зуба уменьшается в разы! Современные герметики не только механически защищают зуб от кариеса, но и выделяют фтористые соединения, которые укрепляют эмаль зуба. Процедура герметизации совершенно безболезненная, т.к. врач не пилит зуб, не забирается в глубокие слои и т.д., быстрая и эффективная. По крайней мере, по цене герметизация фиссур стоит куда меньше лечения кариеса, да и позволяет просто сохранить зуб в целости и невредимости. В каком возрасте можно делать герметизацию? А как только прорезался зуб, сразу и делать, не давая кариесу ни малейшего шанса! Чем быстрее, тем лучше! В дальнейшем, параллельно прорезыванию остальных зубов, можно проводить регулярные процедуры по глубокому фторированию зубов, реминерализации и т.д. Что нужно делать конкретно вашему ребенку, скажет стоматолог, к которому вы должны, если еще помните, ходить каждые полгода.

Если же уследить за детскими зубами все же не удалось и в них развился кариес, а затем и пульпит (воспаление нерва), а еще хуже периодонтит (воспаление околозубных тканей), то лечение такого зуба будет зависеть от степени сформированности его корней. Корни зубов, как известно, постоянно рассасываются (у молочных) и формируются (у постоянных). Если корень полностью сформирован, то лечение зуба проводится сразу, а сверху он полностью восстанавливается всеми современными методами и средствами. Если же корень еще не сформирован, то пломбировать такой корень нельзя, чтобы не повредить ростковые зоны. Поэтому такие зубы пломбируются временными материалами, и потом за ними ведется наблюдение. Как только корни полностью сформируются, стоматолог доведет лечение до победного конца.

Еще хочется особенно остановиться на том, что у детей все процессы воспаления происходят практически молниеносно. Если у взрослого зуб может ныть несколько дней, а то и недель, прежде чем заболеет до такой степени, что просто «погонит» хозяина к стоматологу, то ребенок может лечь спать вполне здоровым, а к утру у него поднимется большая температура и половину лица разнесет так, что мама не узнает. Учитывая эти особенности детского организма, помимо регулярных осмотров у стоматолога раз в полгода нужно обязательно проверять зубы перед отправкой ребенка в какой-нибудь детский летний лагерь, в отпуск с родителями, на дачу к бабушке и вообще в любое место, где скорая помощь может не прибыть в течение положенного ей срока.
Ну и в заключение, одна общая рекомендация, которая следует из всего вышеописанного. Дорогие родители, берегите зубы ребенка с первого же дня! То, что испортится в раннем возрасте, уже никогда не восстановится, а общая красота и здоровье вашего ребенка напрямую зависят от того, насколько здоровая и красивая у него улыбка. Как уже неоднократно говорилось, улыбка имеет огромное значение в восприятии человека как социальной личности. Дети очень серьезно относятся к любым недостаткам внешности. Формирование гармоничной здоровой личности при наличии детских комплексов по поводу своей внешности будет очень затруднено. И наоборот, ощущение собственной красоты и здоровья очень помогает ребенку, ибо высокая самооценка способствует личностному и карьерному росту в течение всей его дальнейшей жизни.

Использованная литература:

1. American Academy of Pediatric Dentistry: Special issue: reference manual 1998-99, Pediatric Dent 20:37-39, 1998.
2. Baum L: Textbook of operative dentistry, ed 3, Philadelphia, 1995, WB Saunders.
3. JH: А review for the clinician, Pediatr Dent 20:93-100, 1998.
4. Стоматологическое пособие для врачей-педодонтов Иерусалимского университета 2004 год, стр. 15-18-19-25
5. Практикум по детской стоматологии Тель-Авивского университета, департамент по стоматологии Минздрава гос-ва Израиль, издание 2003 года, стр. 106-107-108-110
6. Терапевтическая стоматология детского возраста, Курякина Н.В., Издательство Медицинская книга, 2004 г.